Хурул Хошеутовский (Астраханская область, Харабалинский район)
Хошеутовский хурул в с. Речное можно по праву называть одной из самых уникальных достопримечательностей Астраханской области, ведь это самый старый буддийский храм России!
История постройки храма связана с именами хошеутовских нойонов (князей) Тюменей и уходит своими корнями к событиям Отечественной войны 1812 года, в которой калмыки принимали самое непосредственное участие.
Для борьбы с Наполеоном астраханскими нойонами Джамбой Тундутовым и Тюмень-Джиргаланом было сформировано два конных калмыцких полка, каждый из которых насчитывал по 500 всадников. Один из этих полков возглавил сын Тюменя-Джиргалана – Серебджаб Тюмень, опытный военный в звании майора, имевший опыт службы на Кавказе. Другой сын Тюменя-Джиргалана – Батур-Убуши, участвовал в войне в составе лейб-гвардии казачьего полка.
Еще один калмыцкий полк был сформирован из числа ставропольских калмыков. Воевали калмыки и в составе соединений донских казаков. Для помощи армии калмыками было собрано 25510 рублей, 1080 строевых лошадей, 1100 голов скота.
Калмыцкие конники дошли до стен Парижа и 19 марта 1814 года победным маршем прошли по столице Франции. В ходе сражений калмыки проявили себя отважными воинами – многие были удостоены наград, в том числе таких высоких как орден «Святого Георгия», а офицеры полков получили серебряные эполеты. За боевые заслуги Серебджаб Тюмень был удостоен нескольких орденов, а чуть позже и звания полковника.
Летом 1814 года Батур-Убуши посещал Петербург, где принимал участие в торжествах по случаю победы. Вдохновленный величием собора Казанской иконы Божией Матери, ставшего после победы над Наполеоном памятником русской воинской славы, Батур-Убуши решил увековечить память о победе в родных степях. Так родилась идея строительства каменного хурула, архитектурной изюминкой которого стала колоннада, «заимствованная» калмыками у Казанского собора Петербурга. Калмыцкий монах Гаван Джимбе, совершивший до этого паломничество в Тибет, гармонично дополнил проект архитектурными элементами буддийского востока.
Эту достопримичательность Астраханской области начали строить в 1814 году. Хурул заложили вблизи родового имения Тюменей, на месте старого деревянного культового сооружения. Храм возводился на добровольные пожертвования и средства Батур-Убуши и Серебджаба Тюменя. Точной даты окончания строительства хурула не известно.
Комплекс хурула состоял из молельни и двух галерей, отходивших полукругом от центральной башни и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Помимо сходства с Казанским собором Петербурга, такая композиция напоминала натянутый лук – родовой знак хошеутовских нойонов, перекочевавших в эти края из Джунгарии и прославившихся своими воинами, которых ставили во главе боевого клина (от слова «хош» – клин, произошло и название рода). Кстати, даже спустя 200 лет на кирпичах храма отчетливо видны выпуклые изображения лука со стрелой.
После постройки Хошеутовский хурул стал не только одним из главных культовых сооружений калмыков-ламаистов, но и ярким символом союза русского и калмыцкого народов.
Примечательно, что здесь в разное время бывали всемирно известные личности. Так в 1829 году сюда заезжал немецкий ученый-энциклопедист, физик, метеоролог, ботаник и зоолог барон Фридрих Вильгельм Генрих Александр фон Гумбольдт (1769-1859). В октябре 1858 года это место посетил французский писатель, драматург и журналист Александр Дюма (1802-1870), описавший впоследствии свои впечатления в путевых записках «Из Парижа в Астрахань». А 3 сентября 1871 года здесь торжественно встречали императора Александра II (Александр Николаевич Романов, 1818-1881) с сыновьями – цесаревичем Александром Александровичем Романовым (1845-1894) и Великим князем Владимиром Александровичем Романовым (1847-1909).
За состоянием храма пристально следили, о чем свидетельствуют его реставрации, проведенные в 1867 и 1907 годах. В 1907 году реставрационные работы проводились под руководством талантливого архитектора Виктора Брониславовича Варганека-Вальдовского (1873-1919), известного в Астрахани своими проектами электрических театров «Модерн» (от него до наших дней сохранился уникальный зимний сад, расположенный в современном кинотеатре «Октябрь») и «Вулкан» (не сохранился), здания торговой биржи, здания правления астраханского казачьего войска (сегодня музей боевой славы), проектом реконструкции доходного дома купца Григорьева (современный театр кукол). Это, безусловно, говорит о внимательном отношении властей к уникальному храму.
После октябрьской революции для хурула настали тяжелые времена. Храм был закрыт для верующих – в разные годы здесь были то клуб, то склад, а в 60-е годы часть построек попросту разобрали на кирпич для нужд местного колхоза. Из всех строений до наших дней сохранилась лишь молельня и центральная башня.
В 2009 году начаты долгожданные работы по восстановлению былого величия уникального памятника. Летом 2014 года закончена реставрация центральной молельни. Вопрос восстановления храма в первозданном виде (с колоннадами и малыми башнями) остается открытым.
Помимо Хошеутовского, на территории Астраханской области есть еще один хурул – Лиманский.
Эту достопримечательность Астраханской области можно увидеть в ходе экскурсии в столицу Золотой Орды – Сарай-Бату.
Отзывы Отзывов: 3
Нажмите, чтобы увидеть все отзывы
Добавление отзыва
Спасибо за Ваш отзыв! Он будет рассмотрен и опубликован в ближайшее время.